Самолётная плёнка 3М - в России
Интервью с ведущим научным сотрудником Испытательного Центра Государственного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ВИАМ) г-ном В.С. Ерасовым.
- Владимир Сергеевич, расскажите, пожалуйста, как проходил процесс оценки качества самоклеящейся плёнки 3M® Scotchcal® с клеевым слоем Controltac® для внешней маркировки воздушных судов (ВС) в России?
- До последнего времени в России для маркировки ВС использовались только лакокрасочные покрытия (ЛКП). Поэтому мы проводили испытания по методикам для ЛКП, которые можно было, подкорректировав, применить и для самоклеящихся материалов, и одновременно разрабатывали новые требования к новому классу материалов для внешней маркировки ВС, создав для данного класса свою, особую форму паспорта: сертификационного документа на материал, удостоверяющего свойственные ему состав, структуру, условия применения.
- Какие эксплуатационные характеристики пленки проверялись в ходе испытаний?
- В ходе испытаний была проведена оценка характеристик, которые определяют:
а) декоративные свойства (цвет, внешний вид, блеск);
б) общие свойства (масса, толщина, механические характеристики, твёрдость);
в) клеевые свойства (прочность при отслаивании в диапазоне температур от -60? до +100?С);
г) свойства при эксплуатации и хранении (стойкость к аэродинамическому потоку, эрозионная стойкость, паропроницаемость, усадка, термостарение, устойчивость к образованию грибка, ускоренное атмосферное старение (минимум 5 лет), естественное атмосферное старение, устойчивость при хранении, коррозионная активность, химическая стойкость к воде, топливу, горячему маслу, солевому туману, моющему средству и другие характеристики).
- Каким образом были созданы условия, соответствующие полётным?
- Испытания проводили в аэродинамической трубе ЦАГИ.
- Опыт оклейки автотранспорта убедительно показывает, что важны не только свойства плёнки, но и технология её нанесения.
- Совершенно верно. Именно поэтому, мы также подготовили рекомендации к технологическому процессу нанесения и снятия плёнки.
- На какие типы воздушных судов рекомендована плёнка 3М?
- Самоклеящаяся плёнки 3M® Scotchcal® с клеевым слоем Controltac® была рекомендована для внешней маркировки вертолётов, транспортных, спортивных и пассажирских самолётов с крейсерской скоростью до 900 км/час.
- Какой эксплуатационный срок был определён Вами в результате проведённых испытаний?
- В результате проведённых испытаний по ускоренному атмосферному старению данный срок был оценен как 5 лет. Для более точной оценки были заложены образцы для естественного атмосферного старения сроком на 5 лет.